Не распаёванная под «гаражи» часть Усть-Бельбекского могильника (Бельбек-4) на Северной стороне Севастополя активно уничтожается чёрными копателями. Об этом говорится в очередной историко-культурной экспертизе, подготовленной в связи с застройкой части сарматского могильника, пришедшегося на участки с кадастровыми номерами 91:04:044002:648 и 91:04:044002:649 на улице Летчика Старикова.

Напомним: скандальностью строительства, потребовавшего вмешательства Владимира Путина, этот могильник знаменит уже не меньше, чем артефактами, которые ранее были обнаружены на его изученной части.

Благодаря тому, что Севнаследие во главе с Михаилом Рязанцевым искусственно затягивало утверждение границ ОКН, строящиеся владельцы земли получили возможность делать удивлённые глаза и говорить: «А я не знал, что могильник – вот прямо у меня, а не там, подальше».

Однако даже утверждение границ именем Президента страны не остановило желающих строиться неподалеку от моря, и земляные работы шли  – и идут! –  впереди разрешительных документов.

«Стройка идет полным ходом несмотря на то, что экспертиза еще не утверждена», – сообщают читатели ForPost.

Эта фотография была сделана на улице Лётчика Старикова – на участке, новая историко-культурная экспертиза которого сейчас появилась на сайте Севнаследия – 16 сентября.

Работы на участках с кадастровыми номерами 91:04:044002:648 и 91:04:044002:649. 16 сентября 2021 года

О том, что строительство без разрешительных документов продолжается, в акте экспертизы не сказано, да и вряд ли тяжелая техника присутствовала на участке в момент археологического исследования.

Сказано же следующее:

 «Бельбек-4 застраивали частными домами, несмотря на давно известный факт существования памятника археологии. На сегодняшний день территория памятника частично застроена садовыми участками. Вероятно, большая часть памятника утрачена в результате отвода земли под строительство дачных участков и гаражей. Обнаружить здесь следы археологического объекта не удаётся. Есть вероятность, что на участках огородов сохранились нетронутые погребальные сооружения».

Немногим лучше и ситуация на нераспаёванной восточной и юго-восточной части могильника:

«Она практически полностью покрыта грабительскими шурфами и едва угадываемыми границами раскопов. На восточной границе следы свежих земляных работ, связанных с проведением коммуникаций и установкой трансформаторной будки».

Однако очень вероятно, что и на разграбленной части памятника, и на прилегающей, включая дачную застройку, остались не тронутые грабительскими раскопками участки, считает эксперт.

Что касается самих застраиваемых участков, то тут – почти ничего нового по сравнению с предыдущими экспертизами, не прошедшими согласование Севнаследием. Правда, в качестве одного из вариантов эксперт предлагает утопический перенос стройки за границы памятника («перетрассировка в обход объектов археологического наследия»), однако тут же отмечает: если это невозможно, нужно разработать комплекс мер, которые защитят памятник, или же провести спасательные работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Отметим: могильники относятся к тому типу археологических памятников, спасательные работы на которых безболезненней, чем на других. «Могильники надо качественно исследовать — и территорию можно предоставлять для каких угодно целей: для стройки, для сельского хозяйства и прочего», — говорил ForPost обратившийся к Владимиру Путину археолог Сергей Мульд.

Читайте по теме: Кто заплатит за груз истории на частной земле севастопольцев?

Вот только археологические работы очень недёшевы, и когда до них дойдут руки государства, и дойдут ли вообще — неизвестно. А чёрные копатели и «добросовестные получатели земли» — они тут, рядом.

Светлана Косинова