Платяной шкаф и трюмо в стиле модерн, выполненные в начале ХХ века севастопольским мастером Карлом Акстманом, выставлены на интернет-аукцион. Сейчас оба предмета находятся в Симферополе. В этом событии не было бы ничего удивительного, если бы не личность самого мастера.

О возможности приобрести лоты и о том, чем знаменит Карл Акстман, рассказал в соцсетях зампредседателя Севастопольского регионального отделения ВООПИиК Степан Самошин. А рассказать есть о чем: жизненный путь мебельщика был поистине удивительным. 

«Начинаешь с мебели, а потом строишь самолёты, – так описал его Степан Самошин. – Поразительные люди жили в нашем городе! Карл Эдуардович Акстман в начале XX в. владел «художественно-столярной фабрикой» в Севастополе. Мебель он делал прекрасную, но ещё более прославился – представьте – в самолётостроении. Авиация в России переживала взлёт; без падений, конечно, тоже не обходилось, и в 1910 году мастерская Акстмана впервые выполнила ремонт аэроплана. А когда в ноябре того же года на Куликовом поле открылась офицерская авиашкола, от заказов не стало отбоя. Фабрика начала изготавливать пропеллеры и другие запчасти».

Как говорится на посвященном истории самолетостроения сайте, деревянные детали самолетов на заре авиации были делом обычным. И не случайно некоторые авиастроительные заводы возникли на базе мебельных и столярных фабрик. Не осталась в стороне и севастопольская столярная фабрика Карла Акстмана. По словам Степана Самошина, располагалась она на сегодняшней улице Щербака. Вначале он занимался только ремонтом – первый заказ поступил в августе 1910 года. А после того, как в ноябре 1910-го в Севастополе открылась авиашкола, работы значительно прибавилось.

Так начиналась история авиации в Крыму и Севастополе

«От ремонта Акстман перешел к постройке самолетов. В 1911-м по частным заказам на фабрике было построено два самолета: по типу «Фарман-IV» и «Блерио-XI», – сообщает jalita.com.

Интересно, что Акстман не только копировал иностранные модели, но и усовершенствовал их. И даже спроектировал собственный самолет – «аэроплан-парашют». Он был ценен тем, что при необходимости летчик мог избавиться от фюзеляжа с мотором и винтом, а сам спуститься на землю на парашюте прямо в кабине, подвешенной под крылом. Проект был запатентован, но постройка пробных экземпляров «аэроплана-парашюта» так и не была закончена.

«Признаюсь, я не знал об этом удивительном человеке, пока не увидел вчера на одном из интернет-аукционов два лота – красивейший шкаф и трюмо в стиле модерн, сделанные на фабрике Акстмана, – написал Степан Самошин. – Такие вещи должны обязательно попасть в Музей обороны Севастополя (МГООС), который, как известно, занимается не только военной тематикой, но и гражданской историей города. Конечно, их стоимость вряд ли посильна даже для федерального музея, но, может быть, найдутся благотворители, которые захотят вернуть Севастополю часть его истории?»

Начальная цена каждого лота – 120 тысяч рублей. Пост Степана Самошина стал поводом вспомнить, что полноценного музея истории города (а не только его героических оборон) по-прежнему не существует, и создание его даже не планируется. А это неправильно, ибо история Севастополя изобилует удивительными фактами и именами, о которых потомкам интересно и полезно было бы знать. О том, что значительная ее часть остается в тени, говорилось и говорится на протяжении долгого времени, но пока перспективы не просматриваются.

Ольга Смирнова
Фото: meshok.net