Исследование аналитического агентства Romir показало истинных кумиров современной молодёжи: на первом месте оказался одиозный рэпер Моргенштерн, в числе лидеров молодёжного рейтинга – скандально известный футболист Артём Дзюба, юморист Гарик Харламов.

Основатель и владелец студии интернет-маркетинга Smirnov Digital Денис Смирнов пояснил ForPost популярность именно этих персон тем, что они умеют создавать прикольный контент, правильно его упаковывают и тем самым становятся интересными публике.При этом будь ты хоть самым талантливым и интересным, но скучно бубнящим на камеру, – нечего ждать, что публика тебя вообще заметит, и то, что ты говоришь, станет для неё важным.

Интересен взгляд на эту проблему известного психотерапевта Андрея Курпатова, который прочёл в Совфеде целый доклад о негативных последствиях цифровизации: инфантильности, цифровом аутизме и псевдодебильности. Если просто, цифровой человек утрачивает способность к эмпатии, собственной интеллектуальной деятельности, становится лишь воспроизводителем мемов.

Подробно об этом читайте в материале ForPost «Почему наши дети доверяют Моргенштерну и Дзюбе больше, чем учителям и спасателям?».

Мы решили выяснить, как с цифровой дебилизацией обстоят дела в Севастополе, и что вообще делать с этим явлением. На вопросы ForPost ответила социолог Ольга Ярмак, заведующая кафедрой социальной коммуникации Севастопольского госуниверситета.

Севастополь воспитывает

По словам Ольги Ярмак, Севастополь, конечно, подвержен общим тенденциям, описанным выше. Но при этом наш город сам по себе уникален.

«Я не могу сказать, что всё плохо. Понятно, что молодёжь, как и вся молодежь, — с какими-то своими молодежными максималистскими характеристиками, это обычное дело, жизнь поправит. Но Севастополь имеет определенный климатический благоприятный фон, море, исторические памятники, то есть здесь можно себя развивать, даже если у тебя нет денег. Здесь возможности для развития есть у всех, есть определённая городская среда, наполненная историей, культурой и так далее», – пояснила социолог.

Немалую роль в воспитании молодёжи играют традиции города, и, по словам эксперта, часто можно наблюдать, как человек, приезжая в город, постепенно меняется. Например, начинает уступать место в транспорте женщинам и пожилым людям, хотя раньше это ему и в голову не приходило.

«Эти традиции передаются из поколения в поколение. И даже если ты будешь себя сначала вести иначе, ты потом всё равно встроишься в город, в противном случае он тебя не примет. Есть внутрикультурный код, который тебя выстраивает, хочешь ты этого или не хочешь», – добавила Ярмак.

Не цензура, а отбор

Социолог отметила, что цифровизация сама по себе злом не является, потому что это всего лишь технология. И общество, разумеется, будет продолжать идти по пути цифрового развития.Однако, чтобы контент не превращался в зло, нужны стандарты, по которым информационная продукция будет ранжироваться.

«То, что они (молодёжь, – прим.) сейчас ставят на первое место Моргенштерна, – это не к ним вопрос. Это вообще к феномену Моргенштерна, откуда он взялся и почему он находится в массовом употреблении, что позволяет это делать. Должны быть максимально завышенные стандарты, тогда общество подтянется хотя бы к середине этих стандартов. А когда стандарт внизу, то это можно объяснять цифровизацией или ещё чем-то», – пояснила Ярмак.

Она верит, что благодаря наличию высоких культурных стандартов, к примеру, концерт Чайковского будет иметь приоритет перед очередной дикой выходкой какого-нибудь ныне популярного блогера.

«Вопрос в том, кто сделает настройки так, чтобы концерт Чайковского оказался в первой десятке, а не Моргенштерн или ещё кто-то», – добавила социолог.

Впрочем, так ведь недалеко и до цензуры в самом плохом смысле этого слова.

«Всё делать нужно с учётом имеющегося опыта, мы ведь его хорошо помним, нужно создать разумную систему. И это должна быть не цензура, а отбор, основанный на каких-то общечеловеческих и нравственных принципах. То есть, если мужчина стоит в юбке, значит, наверное, его не надо показывать, потому что общество у нас традиционное. Если человек поёт об убийствах, не нужно это показывать молодёжи, потому что на неокрепший молодёжный ум ляжет эта информация, и ещё неизвестно, чем это может закончиться», – пояснила Ярмак.

Читайте по теме: Смерть в прямом эфире: треш-стримерам объявили войну

Андрей Мединский