Скандальная история развернулась в севастопольском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом». Руководство учреждения обвиняют в воровстве продуктов, предназначавшихся для воспитанников учреждения и жестоком обращении с детьми.

Бдительная охрана 

Как рассказал ForPost заместитель руководителя учреждения по безопасности Юрий Кривенко, в детдоме он работает с октября 2020 года. Постепенно, по его словам, он начал замечать, что сотрудники учреждения выносят за пределы детдома еду, которая предназначалась для детей. Долгое время доказать обоснованность своих подозрений Кривенко не мог — пришлось собрать доказательную базу.

«Много времени я потратил на то, чтобы вразумить директора и остановить это всё, без выноса мусора из избы. У меня это не получалось. А когда у нас приступили к работе сотрудники охранного предприятия, безусловно, они сразу же задержали . И первая, кто попался, была мама директора», — рассказал он.

Юрий Кривенко уточнил, что женщина числится в этом же учреждении на полторы ставки, однако фактически работает «до обеда».

«Это уже состав уголовного преступления. Это моё личное мнение», — уточнил он.

При этом, отметил собеседник, несмотря на то, что сотрудники детдома, по его словам, регулярно уносили предназначенную детям еду, воспитанники не голодали, ведь очень многие неравнодушные горожане привозят в детдом продукты. Не исключение и сам Юрий Кривенко. По его словам, друзья передали через него воспитанникам два ящика клубники, но фактически бóльшую часть «отборной клубники» забрали сотрудники, приближенные к директору, оставив детям «по двадцать штучек» среднего качества ягод.

«Сказать, что дети голодают, я не скажу, но выносятся продукты, и качество продуктов, которые достаются детям, оставляет желать лучшего», — подчеркнул Кривенко.

В своих подозрениях мужчина укрепился ещё больше после того, как во время его отпуска по приказу директора детдома Лилии Мамоновой были стёрты все записи с камер видеонаблюдения.

«То есть директор умышленно уничтожала какие-то следы своих противоправных действий возможных», — считает Юрий Кривенко.

Со временем, отметил он, Лилия Мамонова стала оказывать на него давление, угрожать увольнением и дискредитацией в глазах вышестоящего руководства.

«От директора стали поступать угрозы мне — мол, куда ты лезешь, что ты делаешь, ты об этом пожалеешь На сегодняшний день я знаю из своих личных источников, что губернатору доложено, будто я свожу свои личные счёты», — отметил Юрий Кривенко.

При этом какие бы то ни было личные счёты с Лилией Мамоновой замдиректора по безопасности отрицает: на должность он прошёл по конкурсу, когда появилась вакансия. После собеседования его кандидатура была согласована профильным департаментом — и он приступил к работе.

«То есть я — ни знакомый, ни друг, ни приятель Мамоновой, и у меня с ней личных каких-то отношений быть не может. Кроме того, что мы просто сидели в одном кабинете, поскольку места не хватает в учреждении», — пояснил Кривенко.

О происходящем мужчина сообщил в департамент труда и соцзащиты и прокуратуру. В департаменте создали комиссию и провели проверку изложенных в обращении фактов. О результатах проверки Юрию Кривенко неизвестно, однако, по его мнению, к приходу проверяющих у руководства учреждения было время «подбить бухгалтерию».

«Я видел это по видеокамерам, сидели все и подбивали. Просто они настолько привыкли к камерам, что не понимали даже, что говорят », — отметил он.

Также Кривенко написал обращение в Администрацию Президента России. Оттуда ему пришёл ответ, что дело передано на рассмотрение в севастопольскую прокуратуру.

Замдиректора по безопасности полагает, что после резонансной истории будут предприняты все меры, чтобы уволить его с занимаемой должности. Тем более что, по мнению Кривенко, в департаменте эту позицию поддерживают и преподносят губернатору города удобную им версию событий — месть по личным мотивам.

«Меня эта версия не устраивает. В Администрации Президента это дело взяли на контроль и дали номер телефона, чтобы в случае давления на меня я сразу обращался туда», — предупредил он.

Чьи продукты?

На предоставленной сотрудником детдома записи видно, как охранник учреждения останавливает на проходной женщину (по словам Кривенко, это и есть мать Лилии Мамоновой. — ForPost) и, заглянув в её сумку, обнаруживает какие-то продукты в пакетах. После продолжительных споров о происхождении продуктов и правомерности досмотра личных вещей стороны расходятся.

Отметим: на просьбу директора детдома показать ей документальное подтверждение полномочий охранника досматривать сотрудников таковые предоставлены не были. Однако, по словам Кривенко, эти правила прописаны в законодательстве и в локальных документах учреждения.

«У меня есть оригинал документа, согласованный Мамоновой. Когда ЧОП (частное охранное предприятие. — ForPost) заступает на службу, они по закону должны предоставить инструкцию охранника — что ему можно и нельзя делать. Там чётко прописано, что они имеют право производить досмотр», — утверждает он.

Кроме того, добавил Кривенко, распоряжением Лилии Мамоновой охране запрещено досматривать автомобиль директора учреждения — по его мнению, это тоже говорит о возможных неправомерных действиях директора, которые она пытается скрыть.

Также, по словам Юрия Кривенко, воспитатели детского дома проявляют жестокость по отношению к воспитаннику Вячеславу Ш. Об этом мужчина также сообщил в прокуратуру.

Как указано в служебной записке, в начале июля этого года во время поездки с детьми в город одна из воспитателей в общественном транспорте несколько раз ударила мальчика по голове и лицу. Позже другая воспитательница якобы стала душить оскорбившего её мальчика, требуя извинений. Признания мальчика в том, что его били, Юрий Кривенко зафиксировал на видеокамеру (запись есть в распоряжении ForPost). При каких обстоятельствах была сделана запись, изданию неизвестно.

Разобрать на микроны

По мнению депутата Татьяны Щербаковой, побывавшей сегодня в детском доме, описанную конфликтную историю необходимо досконально изучить, разобрать на микроны и разобраться в том, что там на самом деле происходит.

Правда, в обвинения Юрия Кривенко верится с трудом, отметила она.

«Я хочу, чтобы там перепроверили всё до последнего грамма и миллиметра и громко сказали, что это неправда. Тот факт, что сразу же позвали СМИ, — мне кажется, доказательство того, что там нечего скрывать», — считает Татьяна Щербакова.

Кроме того, добавила депутат, при таком количестве внимания со стороны всевозможных общественников, правоохранительных и надзорных ведомств, которые каждый месяц бывают в детском доме с проверками, невозможно было бы утаивать подобные факты.

«Если бы что-то было не так, уже бы было видно. Я общаюсь с коллективом с 2015 года, состою в попечительском совете. Единственное, что выявляли проверки, — это нарушения, связанные с состоянием капитальных объектов, о которых я неоднократно говорила. Но всё, что можно было там улучшить, было улучшено», — напомнила она.

По словам Татьяны Щербаковой, никаких серьёзных претензий к взаимоотношениям педагогов и подопечных у неё не было. Конечно, признала она, как в любом коллективе, конфликты случаются и в детдоме, тем более речь идёт о воспитании детей со сложными судьбами, но никаких резонансных историй не случалось.

«Если бы такое было, все уже узнали бы — в нашем городе вообще сложно что-то скрыть», — считает парламентарий.

Что касается качества питания, то ни плановые, ни внеплановые проверки учреждения серьёзных нарушений не выявили. Кроме того, добавила Татьяна Щербакова, высоко оценила деятельность детдома и работу воспитателей в свой приезд в Севастополь руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Нюта Федермессер.

Ни единой жалобы на работу детского дома не смог припомнить и вице-губернатор Александр Кулагин. По его словам, часть изложенных Кривенко фактов уже проверялась и не подтвердилась, часть проверяется в настоящее время, в том числе правоохранителями.

«В том числе проводится проверка законности трудоустройства гражданина, от которого поступили жалобы», — уточнил Кулагин.

Жалоб нет

Что касается описанных случаев издевательств над ребёнком Вячеславом Ш., то, по словам детского омбудсмена Марины Песчанской, их не подтвердил ни сам Вячеслав, ни другие воспитанники.

Как рассказала специалист, ей удалось пообщаться сегодня с мальчиком в присутствии социального педагога во время прогулки в парке имени Марии Байды — он даже не вспомнил, что были случаи его избиения.

Правда, уточнила Песчанская, ситуацию осложняет тот факт, что мальчик имеет особенности здоровья и обучается в шестом интернате для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии.

«На все наши вопросы ребёнок ничего вразумительного не ответил — ни о синяках на шее, ни о том, кто их поставил. Он просто играл, отвечал мне на вопросы, хорошо ли его кормят, что больше любит и т.д., — на эти вопросы отвечал, по остальным вопросам о фактах избиения он делал недоумевающее лицо», — рассказала Песчанская.

Другие дети также ответили отрицательно на вопросы омбудсмена, обижают ли их в детдоме, и заверили, что не видели, бил ли кто-то их товарища. А синяки на шее Вячеслава воспитанники объяснили возможными падениями при катании на велосипеде.

«Конечно, теоретически дети могут из страха не сказать. Но в данном случае очень сложно сказать, так ли это», — отметила Песчанская.

По её словам, на питание дети никогда не жаловались ей, а вся эта конфликтная история, по словам директора детдома, — результат сложных личных отношений и сведение счётов.

В настоящее время проверкой происходящего в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом» занимается прокуратура города.

Полина Ласькова