О происшествии, возмутившем очевидцев, рассказала в письме в редакцию читательница ForPost. По её словам, 28 августа произошло загрязнение бухты Александры горюче-смазочными материалами, которые вытекали из одного из маломерных судов.

«28 августа, утром, как всегда, столпотворение катеров и яхт в бухте Александры (в народе Баунти). Вокруг одного из судов сверху наблюдаем большое бензиновое пятно, которое в считаные минуты увеличивается… Мы начали кричать сверху: „Бензин течёт”. Все проходящие мимо люди возмущались тем, что наши прекрасные крымские берега сейчас так нещадно атакуются всеми видами судов, загрязняются. Все задавались вопросом, проходят ли суда техосмотр, куда они девают содержимое своих туалетов и какой городской орган контролирует их деятельность», — рассказала женщина, прикрепившая к письму фотографию.

Кто отвечает за ситуацию с маломерными судами, спрашивает читательница. И существует ли такой надзор вообще — или же они «вне правового поля делают деньги и носятся по головам плавающих и гадят в море»? За ответом мы обратились в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС Севастополя.

Как пояснил ForPost старший инспектор ГИМС Виктор Масленников, для привлечения к ответственности владельца этого конкретного судна необходим его бортовой номер, название и видеоматериалы, подтверждающие, что пятно «нефтесодержащих веществ» растекается именно от него. Только в таком случае можно было бы возбудить дело об административном нарушении. Это стоит учитывать всем, кто испытает желание наказать нарушителей в следующий раз.

Собеседник подчеркнул: разбираться с загрязнением окружающей среды не в компетенции ГИМС. В её ведении — только состояние маломерных судов. От себя заметим: поскольку в данном случае между состоянием судна и загрязнением существует прямая связь, смысл пожаловаться в инспекцию всё-таки есть. Но — с соблюдением всех указанных выше требований.

Кроме этого, сообщить о факте загрязнения моря можно в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора. Там даже указан телефон Крымского отдела государственного надзора на море в г. Севастополе — 8-9182705128. К сожалению, дозвониться по нему нам не удалось.

Что касается небывалой популярности в последнее время пляжа в бухте Александры, она, как считает собеседник, преувеличена. Особого наплыва посетителей по сравнению с прошлым годом, подчёркивает он, нет. Слухи о невероятной красоте бухты распространяются преимущественно в соцсетях и могут быть выгодны как раз владельцам маломерных судов, которые доставляют сюда туристов.

«Проезд туда из Балаклавы стоит примерно 300 рублей с человека, вот и считайте. Но это дикое место — и чем оно так прельщает людей, я не знаю. Лично я предпочитаю отдыхать в других местах, где организован какой-то сервис», — говорит Масленников.

Не согласился старший инспектор и с тем, что владельцы маломерных судов «делают деньги вне правового поля». По его словам, в этом году, после вступления в силу новых требований к маломерным судам, ситуация значительно улучшилась. Новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждённые приказом МЧС России от 6.07.2020 № 487, вступили в силу с 1 января 2021 года. Они устанавливают порядок пользования маломерными судами, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании.

«Требования к маломерным судам ужесточились — и ситуация стала намного лучше. Люди стали гораздо законопослушней», — считает собеседник.

Тем не менее рядом происшествий с катерами нынешнее лето всё-таки ознаменовалось. Среди них есть происшествия как трагические (так, 12 июля в районе Балаклавы катер с пассажирами наехал на человека), так и трагикомические. К последним стоит отнести историю о том, как туристы перевернули катер, бросившись рассматривать крупную медузу.

Ольга Смирнова