За короткое время Севастополь должен пройти ускоренный этап развития, пишет Лариса Петренко на сайте телеканала НТС. Если раньше эти изменения, в основном, относились к социальной сфере и городской инфраструктуре – новые школы, детсады, инженерные сети – то сейчас появляются новые проекты, меняющие не только облик Севастополя, но и его внутренний менталитет, и восприятие за пределами Крыма – от города с населением до 500 тысяч человек до самого крупного города на полуострове.  

Тональность обсуждения этих проектов говорит об очевидной неготовности к таким переменам. Власти, депутаты, журналисты и общественники давно разделились на «хранителей» и «преобразователей». Одни постоянно преодолевают сопротивление (или уже не замечают его?), другие – традиционно подвергают критике любой предлагаемый проект.

«Мы не против перемен, мы за город», – говорят представители «хранителей». 

Осталось выяснить, за какой именно – ведь уже понятно, что в своем прежнем состоянии Севастополь не останется. Если недавно обсуждались только отдельные планы в части инфраструктуры, то сейчас вырисовывается общая картина масштабных перемен. Они заключаются в трех составляющих – федеральные проекты, комплексное развитие территорий и наполнение бюджета города в будущем. Этот путь Севастополю предстоит пройти в любом случае, но сейчас определяется, как он его пройдет – в согласии или в постоянном преодолении.

В части федеральных проектов, факторов влияния на эти процессы внутри города почти нет, они минимальны. В Севастополе идет строительство культурного кластера на мысе Хрустальный и скоро начнется строительство историко-археологического парка. Оба проекта реализуются по поручению Владимира Путина на землях, освобожденных под эти цели военными.  

В свое время такой процесс ускоренного преобразования проходили разные города – Сочи к Олимпиаде, Казань к Универсиаде, из недавних примеров – Нижний Новгород к 800-летию. Этот опыт других городов позволяет сделать вывод – в период реализации таких проектов и масштабного строительства ломается много копий, причины для объективной критики есть всегда и везде. Но в итоге – нет таких построенных объектов, которые не были бы востребованы и не повлияли бы на туристическую привлекательность этих городов, их облик, событийную жизнь в деловой, спортивной и культурной сфере и уровень развития в целом.

А вот в части комплексного строительства жилья планы могут забуксовать именно из-за внутригородских факторов. В этом случае тоже есть решение на федеральном уровне, но его реализация во многом зависит от местного политикума. Эксперты в сфере градостроительного планирования выбрали семь территорий для комплексного развития, теперь уже Градостроительному совету Севастополя предстоит выбрать из них первые три участка, где начнутся проектные изыскания. Однако вопрос комплексного развития территорий предсказуемо стал политическим – во всяком случае, на первом заседании Градсовета до голосования так и не дошло.

После этой дискуссии остались довольно противоречивые впечатления. Что хотят сказать «хранители», высказывая свои опасения? Что стоит за фразами «это жилье будут покупать в основном приезжие» или «нельзя столько строить, потому что вырастет население города»?

Приезжие будут покупать жилье в любом случае. Для приездов к морю достаточно студии в 27 метров в апартаментах на Солдатском пляже, для жизни северные и столичные пенсионеры вполне могут купить квартиру даже при нынешней цене ограниченного предложения. А вот молодые трудоспособные специалисты не спешат переезжать в город у моря или возвращаться сюда после учебы – потому что здесь им не могут предложить жилье, как в других регионах.

В то же время для многих севастопольцев единственный способ улучшить жилищные условия – это прилепить пристройку к своей квартире в хрущевке, что мы видим по всему городу.  О том, что можно с помощью ипотеки и маткапитала поменять жилье на более просторное, задумываются очень немногие – нет на рынке достаточного количества новостроек в комфортных и благоустроенных микрорайонах. По этой причине свой маткапитал, например, я смогла реализовать только в другом регионе.  

Долгие годы Севастополь, как мог, боролся с язвами точечной застройки – чаще всего безуспешно. За это время девелоперы нашли множество возможностей – от уплотнительной застройки до «инвестиционных договоров», от «баз отдыха» на пляже до «семейных пансионатов» в Ласпи. Сейчас впервые городу предлагают комплексный подход к жилой застройке – но в ответ звучат аргументы уровня «все скупят приезжие».

Такие опасения, кстати, высказываются не только в нашем городе. Смотрела недавно на РБК интервью калининградского губернатора Антона Алиханова на эту же тему – застройка и высокий спрос среди покупателей из других регионов. Он ответил так – переезжая, эти люди становятся жителями нашей области. И строительство, как известно, одна из основ экономического роста даже для развитых высокодоходных регионов. 

В части формирования собственной доходной базы, есть постоянное противоречие, которое заключается вот в чем – с одной стороны, в городе постоянно говорят о необходимости новых инвестпроектов, с другой – любой новый проект в Севастополе встречают критикой и недоверием.

Иногда СМИ и общественники выполняют функции надзорных органов и контроля и такой подход оправдан – как в случае с планами по застройке земель сельхозназначения, выкупленных агрофирмой «Золотая балка» по минимальной стоимости. После того, как депутат Заксобрания, журналист Антон Пархоменко, поднял этот вопрос и в СМИ, и в городском парламенте, компания предложила доплату за эти участки. И планы по застройке Байдарской долины тоже были сорваны именно благодаря «хранительской» позиции СМИ и общественности.

Но есть ощущение, что общий негативный фон, словно по инерции, будет формироваться вокруг любого проекта. К примеру, практика, когда историческое здание передают инвестору в обмен на реставрацию и содержание, давно применяется в других регионах. Так, в рамках государственно-частного партнерства, компания-инвестор привела в порядок 25 зданий в центре Казани. Но в Севастополе первый такой проект восприняли довольно критично — хотя бы потому, что под гостиницу планируют отреставрировать здание бывшего конструкторского бюро. 

Для общественного мнения туризм сейчас – это скорее, «перетерпеть высокий сезон», чем важная часть экономики. Но, кроме моря и сельхозземель, других значимых ресурсов для роста собственных доходов у города пока просто нет. Отсюда и следуют решения о том, какие сферы реально развить в ближайшее время – туризм, рыбопромышленный кластер, виноделие.  

В целом, есть ощущение, что дело не в деталях проектов, сколько бы их подробно не разбирали в СМИ. Попытка провести еще даже не проект – перспективу – комплексного развития территорий (КРТ) через градсовет показала, что есть ярко выраженное нежелание перемен. Отчасти оно основано на объективных опасениях в части достаточности ресурсов для растущего населения. Но во многом – люди просто не готовы к тому, что Севастополь идет по пути от полумиллионника к миллионнику, и пройти этот путь предстоит за ближайшие пять-десять лет.  

Есть Севастополь сегодняшний, который многих устраивает – ну вот еще бы очистные, да пару современных больниц, да туристов поменьше. Но это город с высокодотационным бюджетом, город, который не обеспечивает даже свое содержание, не говоря уже о бюджете развития. Есть и другой Севастополь, который строится уже сегодня – со своей доходной базой, с туриндустрией и центрами притяжения в сферах культуры и образования, с обновленными системами городской жизнедеятельности и транспорта, с сохраненным историческим центром и с новыми современными жилыми микрорайонами. Но для того, чтобы он стал реальностью, необходимо постоянно преодолевать скептицизм и недоверие , не допуская при этом серьезных конфликтов.

Этой осенью правительству и заксобранию города предстоит обновить стратегию развития Севастополя – такое поручение дал вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий Южный федеральный округ и вопросы регионального развития. На мой взгляд, пришло время поговорить об этом – о реалистичных перспективах для экономики и города – не только с депутатами, но и в более широком кругу – с муниципалами, общественниками, экспертами. Поговорить всерьез, с расчетами по достаточности ресурсов (главное возражение противников КРТ) и по бюджету (есть ли жизнь после ФЦП). Иначе все крупные проекты, для которых есть факторы и рычаги внутригородского влияния, будут буксовать в бесконечном преодолении сопротивления. 

Лариса Петренко