Наверное, каждый севастополец хоть раз обращал внимание на улыбчивую светловолосую девушку в инвалидной коляске, продающую свистульки в центре Севастополя. Как правило, мы проходим мимо и забываем о подобных мимолетных эпизодах в суете рабочих будней. Но не в этот раз. 

Историей инвалида с рождения Алены поделилась на своей странице в Facebook горожанка Ольга Кочетова.

Знакомство с соседкой-инвалидом случилось не с первого раза. Впервые Ольга встретила девушку поздно ночью, возвращаясь с работы, — девушка ползком поднималась по ступеням подъезда домой. 

От предложенной помощи девушка отказалась и быстро поползла дальше, как будто торопясь поскорее избавиться от нежданной попутчицы. 

После той встречи Ольге не удалось  ничего разузнать о соседке — никто из жильцов подъезда ничего о ней не знал, просто иногда встречали ее по пути домой. 

А на минувших выходных Ольга столкнулась с Аленой снова, когда та ползком спускалась с четвёртого этажа и снова попыталась избежать нежеланной встречи. Однако, настойчивость и неравнодушие Ольги не позволило ей пройти мимо — женщина просто села на ступеньки на пути Алены и начала разговор. 

Как выяснилось, 31-летняя девушка — инвалид первой группы с рождения, мама троих детей, сейчас снимает квартиру на четвёртом этаже, потому что так больше всего подходило по деньгам.  Вот и приходится каждый день на работу и обратно добираться ползком — Алена говорит, уже привыкла, не жалуется.  

«Просто не могу постоянно напрягать своих – я тогда, когда ты меня первый раз видела, с работы была, поздно заканчиваю», — с легкостью делится Алена. 

А работает Алена в центре Севастополя — продаёт свистульки возле остановки на площади  Лазарева, которые сама расписывает — тюбик краски за 500 рублей и основа, которую попутно привозят из Симферополя.

Вообще, отмечает Ольга Кочетова, по всем человеческим и государственным законам, у Алены должно быть жилье, но чтобы его выбивать — иначе ж у нас никак — ей надо кататься по кабинетам. 

«А свистульки кто будет продавать?», — резонно отмечает она. 

Вообще Алена рассказывает о себе легко, много улыбается и не унывает несмотря ни на что. Это выдает в ней сильного духом человека, которого не сломила инвалидность. На вопрос Ольги, чем нужно помочь, она отмахивается, но отступив перед настырность собеседницы, признаётся, что не помешали бы джинсы новые, потому что старые быстро протираются о ступени, и спортивные перчатки, как у велосипедистов с обрезанными пальцами и уплотнением на подушечках ладоней, чтобы руки не стирались о колёса старой комнатной инвалидной коляски. 

Дело в том, что продажей свистулек Алена копит деньги на покупку электроколяски — это сильно упростило бы ей жизнь. Но стоит она недёшево — 180 тысяч рублей. Пока удалось накопить только около 18 тысяч, а еще нужно детей содержать и за аренду квартиры платить. 

О своей проблеме и желании получить электроколяску Алена писала даже Президенту России, но, полагает, что ее обращение не дошло до адресата и было спущено обратно на местный уровень. Здесь сказали, что у нее слишком сильные руки  для получения права на электроколяску: нужно снижение мышечной силы рук до 2 баллов, а у Алёны она составляет 3 балла. 

«Мне позвонили, сказали, довольствуйтесь тем, что есть, потому что написано у вас в метрике по инвалидности «коляска с ручным приводом». Либо покупайте за свой счет, говорят, и получайте свои 25% компенсации, если соберёте и правильно оформите все бумаги», — рассказала ForPost Алена. 

В территориальном отделении Фонда соцстрахования ForPost подтвердили,что обеспечивают инвалида транспортными средствами реабилитации (ТСР) согласно его индивидуальной программе реабилитации.

«Если у девушки в программе прописана коляска с ручным приводом, Фонд социального страхования не имеет права выдать ей электроколяску. Мы — государственная организация и благотворительностью не занимаемся. Это все решается именно через медико-социальную комиссию, которая выдаёт индивидуальные программы реабилитации», — пояснили там. 

В этой ситуации у Алены есть два пути обзавестись электроколяской — покупать ее за свой счет, но тогда ей не положена компенсация за ТСР, которое не указано в программе реабилитации. Либо добиваться внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации. 

По словам Алёны, она просила специалистов внести изменения в индивидуальную программу реабилитации и вписать вместо коляски с ручным приводом электрическую. Заключение по результатам обследования о необходимости выдать бесплатно электроколяску девушке даже выдал хирург, но в программу это так и не попало. 

Главный невролог предложил еще раз пройти специалистов, чтобы внести изменения в программу. Но тут наступила пандемия, общение со специалистами перешло в дистанционный формат. А после телефонной беседы с Аленой врачи решили, что девушке необходима не электроколяска, а коляска с поддержкой головы и шеи. 

Парадокс в том, что, по словам девушки, для получения бесплатной электроколяски ей необходимо получить вторую категорию инвалидности, то есть быть слабее в руках, чем сейчас. Но подниматься каждый день ползком на четвёртый этаж без сильных рук невозможно. 

«Чтобы получить электроколяску бесплатно, мне должно стать хуже. Я так думаю, это еще лет через пять — это в лучшем случае. В худшем — я себе где-нибудь когда-нибудь что-нибудь сломаю или свихну и тогда мне выдадут электроколяску», — полагает девушка-инвалид. 

Снимать квартиру на первом-втором этажах у Алёны тоже не получается — то стоимость высокая, то арендодатели не хотят сдавать квартиру инвалиду. Насколько долго Алена останется жить в нынешней квартире, пока неясно — сейчас еще немного не хватает средств для оплаты аренды квартиры за месяц.  

«Теперь вы знаете, кто такая эта улыбчивая девушка на углу в самом центре Севастополя. Не проходите мимо, пожалуйста», — обращается ко всем неравнодушным Ольга Кочетова. 

И севастопольцы не остались равнодушными, не прошли мимо истории сильной девушки-инвалида в портерных джинсах и в окружении расписных глиняных свистулек. 

За сутки с момента публикации Ольги Кочетовой горожане собрали более 100 тысяч рублей на счету девушки из необходимых 180 для приобретения электроколяски. А еще свистульки Алёны после поста о ней разлетаются с огромной скоростью — и это уже заслуга не только неравнодушных  севастопольцев, но и отзывчивых жителей Сибири. 

Полина Ласькова

Фото Ольги Кочетовой