Известная севастопольцам история с застройкой вечнозелёного сквера в районе Казачьей бухты обрастает новыми неоднозначными деталями.

Пока несговорчивые севастопольцы ставят под сомнение законность стройки и не дают дальше рубить под многоэтажки вечнозелёный оазис в степи Маячного полуострова, а рабочие находят при земляных работах останки погибших при защите города бойцов, ООО «Стандарт Строй» включает все возможные рычаги, чтобы получить порубочный билет ещё на 300 взрослых деревьев. Федеральные власти настаивают на законности стройки — но их аргументы кажутся защитникам парка крайне неубедительными .

Напомним: в Казачьей бухте Севастополя ради коммерческой жилой застройки, в которой Министерству обороны перейдёт 10,5% жилой площади, уже уничтожена половина парка (тысяча деревьев). Теперь снос грозит в том числе и кедровой аллее, посаженной ветеранами Великой Отечественной войны у захоронения девяти защитников Севастополя.

День тишины

Захоронение (формально — только его надгробие) имеет статус объекта культурного наследия, но охранной зоны по непонятной причине у него до сих пор нет. Как считают жители микрорайона, это неслучайно: зона охраны поставит крест на намерении «Стандарт Строя» построить многоэтажку на месте мемориальной кедровой аллеи, ведущей к захоронению.

Севнаследие обязано утвердить эти границы в течение двух лет с момента включения памятника в реестр объектов культурного наследия, говорит городская прокуратура в ответе жителям. Других нарушений прокуратура не обнаружила, но в связи с охранными зонами направила Севнаследию предупреждение.

Полный документ имеется в распоряжении ForPost

В российском законодательном поле в список выявленных ОКН памятник попал в 2016 году, в перечень окончательно утверждённых — 8 ноября 2019. Год назад, летом 2020 года, на сайте Севнаследия было опубликовано положительное заключение на проект охранной зоны памятника. В нём проанализированы композиционные связи памятника с окружением и сделан вывод о значительной сохранности исторической ландшафтно-композиционной структуры. Перечислены её ценные элементы:

— территории исторического озеленения;

— основные направления визуального восприятия;

— композиционно завершённые пространства.

Также в акте отмечены территории с нейтральной по отношению к памятнику застройкой и с не характерной для периода его возведения.

Однако на публикации акта – год назад! — всё и остановилось.  А при строительстве новых домов неподалеку от могилы девятерых рабочие находят новые останки павших бойцов.

Почему тормозится утверждение охранных зон? ForPost задал этот вопрос Севнаследию в официальном информационном запросе, но ответа не получил — несмотря на неоднократную просроченность и напоминания. В этой ситуации сложно относится скептически к прогнозу местных активистов о том, что к 8 ноября границы охранной зоны ОКН, вероятно, утвердят, но деревьев к этому времени может уже не быть.

Иск, которым «Стандарт Строй» хочет через суд принудить Севприроднадзор выдать ему порубочный билет, будет рассматриваться 19 сентября.

Доверять или проверять?

Минкульт также не видит ничего недопустимого в высотной стройке и вырубке деревьев в зоне действия приказа Минкульта «О достопримечательном месте „Древний Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита”». Как следует из ответа жителям (имеется в распоряжении ForPost), ему оказалось вполне достаточно того, что Севнаследие утвердило в стройпроекте раздел о сохранности ОКН. Есть экспертиза, есть подпись, доступ к ОКН вернули — чего же ещё?

Аргументы жителей, о том, что регламент этого участка (категория В-6-6, режим использования 4-1) не позволяет рубить деревья и строить десятиэтажки, просто растворились в воздухе. Решение нанятого застройщиком эксперта почему-то оказалось заслуживающим безоговорочного доверия. На этом фоне говорить о том, что это буферная зона объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, даже неловко.

Уходит от конкретных вопросов и военная прокуратура Черноморского флота. Напомним: ранее прокуратура севастопольского гарнизона отозвала с сайта «Стандарт Строя» выданное Минобороны разрешение на строительство как «недостоверную информацию», поскольку Министерство обороны не имеет права выдавать разрешения на коммерческое строительство. Спустя некоторое время разрешение туда вернулось — и теперь ясно, чтó сочли достаточным (?) основанием для этого.

Скриншот ответа прокуратуры ЧФ. Полный документ имеется в распоряжении ForPost

Как видно из скриншота, основания увидели в пункте 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса России. В части 5 оговариваются особые случаи, когда разрешение на строительство выдаётся не местными органами, а другими ведомствами.

Цитируем его:

«5. Разрешение на строительство выдаётся в случае осуществления строительства, реконструкции:

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.»

К какой именно категории относится коммерческая застройка Казачки жильём, кем и когда Минобороны уполномочен давать разрешение на коммерческую стройку, в документе не разъясняется. Ситуация как в старом анекдоте про «умную Машу», которой муж предложил самой придумать оправдание его ночной отлучки.

Однако просто придумать — мало, надо ещё постараться забыть про то, что само военное ведомство признаёт: строится объект не обороны, а коммерции, затеянный «Стандарт Строем» ещё в украинские времена и привитый уже на российскую почву. Минобороны не может осуществлять за ним надзор и официально обратилось за этим к губернатору Севастополя. С конца 2020 года стройка находится под контролем Севгосстройнадзора.

Так что условной «Маше» надо очень постараться.

Светлана Косинова