Развитие территорий, прилегающих к сегодняшним границам севастопольского музея-заповедника «Херсонес Таврический», не обсуждалось с ЮНЕСКО, поскольку в этом нет необходимости — строительство будет вестись за юридическими границами заповедника. Это следует из ответа директора музея Елены Морозовой на вопрос ForPost, заданный на презентации концепции историко-археологического парка на территории ОКН «Южный пригород Херсонеса Таврического».

«Мы регулярно подаём все необходимые данные, которые мы должны подавать в ЮНЕСКО. Передаём через нашу структуру, и никакого строительства на территории компонентов ЮНЕСКО производиться не будет», — сообщила она.

Есть ли какая-то обратная связь после передачи данных по самому заповеднику, имеющему статус всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО, Елена Морозова не уточнила.

Участвовавшие в презентации помощник Президента России Владимир Мединский и директор департамента культурного наследия Минкульта Роман Рыбало также не стали касаться политических проблем односторонности отношений «Херсонеса» и ЮНЕСКО, но сообщили, что ЮНЕСКО очень доволен тем, как охрана культурного наследия поставлена в России.

«На протяжении довольно долгого времени я отвечал за взаимодействие с ЮНЕСКО. Поверьте мне, если бы все проекты развития территорий исторического и культурного наследия получали хотя бы 10% того внимания учёных и археологов, тщательности, с которой реализуется данный проект, — у нас была бы другая планета», — заявил Мединский.

По его словам, на территории южного пригорода Херсонеса Таврического реализуется самый безупречный с научной и археологической точки зрения проект, который вообще может быть при развитии территории культурного наследия.

Роман Рыбало отметил, что на последней, 44-й сессии ЮНЕСКО многие объекты из Списка Всемирного наследия обозначили как находящиеся под угрозой, британский Ливерпуль вообще исключили из перечня, а вот новый российский объект — «петроглифы Белого моря и Онежского озера» — наоборот, добавили.

«С ЮНЕСКО очень хорошие отношения, никаких претензий со стороны этой организации к России нет. Наоборот, все говорят: если бы все с нами так работали, то было бы много сохранено в мире объектов культурного наследия».

Отметим, что у большинства археологических памятников из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО есть буферная зона. Имеется она и у «Херсонеса Таврического», правда, её соблюдение жителями города ставится под сомнение.

Светлана Косинова