Вот уже не первый месяц всех социально и политически активных севастопольцев держат в напряжении будто участников серии «Игры престолов». «Уйдет ли губернатор в отставку?», «Смогут ли бравые силы добра под покровительством и с помощью Чалого А.М. побороть бюрократа и преступника?», «Кто победит: Севастопольцы или приезжие воры?».

Обвинения в сторону губернатора только набирают обороты, крайней степенью противостояния на данный момент  может считаться выступление Чалого перед Заксобранием, в котором он назвал Овсянникова лидером организованной преступной группировки. И каждый день все оппозиционные СМИ упоминают в том или ином ключе вопрос недоверия к исполнительной власти и задаются вопросом об отставке губернатора. И сегодня, 1 мая, во время митинга в честь праздника труда об этой теме не забыли.

Но давайте обсудим такой важный вопрос — а можем ли? 

Могут ли жители города отправить в отставку губернатора?

Если говорить о том, существует ли хотя бы в теории механизм, с помощью которого жители города и их представители (Заксобрание) могут отправить в отставку главу исполнительной власти, то ответ да, теоретически возможно вынести этот вопрос на его рассмотрение президентом. Но на практике — это никогда не случится. А причина тому — федеральное законодательство.

В статье 19 закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» помимо смерти, самовольного ухода и увольнения президентом предусмотрен пункт Б: «отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;».

И если на первый взгляд это кажется не сложным механизмом, то знайте, — дьявол, как всегда, кроется в деталях. Для того, чтобы просто поставить этот вопрос на рассмотрение Законодательного собрания, необходимо вступившее в силу решения суда о нарушении губернатором какого-либо закона или свидетельство ненадлежащего исполнения губернатором обязанностей. А обязанности губернатора четко перечислено в законе, то есть ненадлежащее исполнение — это и есть нарушение закона. Чего еще не происходило в России никогда и вряд ли произойдет благодаря взаимодействию различных органов государственной власти между собой и четким контролем за происходящим со стороны Кремля. 

Конечно, губернаторов снимали в связи с утратой доверия и не раз, но это делалось по инициативе сверху, а не сбоку или снизу.

Другой вопрос, о котором говорил Чалый, как о возможности отстранить губернатора — это местный референдум. Который, по сути, также не может решить этот вопрос, о чем, опять же таки, говорит федеральное законодательство. Потому как, цитируя председателя Севастопольской городской избирательной комиссии С.А. Даниленко:

«Я могу зачитать статью 12 67-го Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и праве о проведении референдума в РФ», где говорится, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъекта, органов самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Либо об отсрочке указанных выборов».

И о чем тогда говорил Чалый, и к чему эти попытки и слухи?

Инициативная группа для организации референдума была собрана и уже совершила 3 попытки вынести этот вопрос на общегородское обсуждение. Каждый раз инициативная группа допускала, скажем честно, детские ошибки. И, думается, делала их осознанно. Ведь если все сделать правильно изначально, то ответ будет дан окончательный и тему нельзя будет муссировать месяцами в подконтрольных СМИ.

Это не значит, что Алексей Михайлович и подконтрольные ему СМИ бесконечно лгут, скорее они недоговаривают. Так как статистическое большинство их не поймет, так как эффективнее не сказать правду. Не договаривают они то, что их действия лишь попытка манипулировать настроениями в городе, чтобы повлиять на настроения в Кремле. Здесь проблемой является то, что просто изменить настроение среди высших эшелонов власти будет недостаточно. Настроения в Севастополе не просто должны быть угрожающими для Овсянникова. Они должны подкоситься на столько, чтобы это в целом повлияло на доверие к лидирующей партии и президенту. И здесь Алексей Михайлович и его сторонники уже берут на себя определенные риски. И делает он это сейчас по единственной причине — выборы в Заксобрание в сентябре 2019 года, где ему нужно большинство, чтобы не уступить оставшиеся позиции и быть готовым сражаться дальше.

Нам же по этому поводу вспоминаются слова Путина Чалому на попытку изменить равновесие между различными ветвями власти: «Вы не бюрократ, Вы — революционер!».