5 лет назад Крым и Севастополь стали частью России. Для мира вопрос может оставаться спорным вопросом, но для жителей полуострова — это обыденность. Попробуем остановиться и подвести итоги.

Крым часть России. Мы так решили и это уже история

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на то, что с точки зрения международного права и новейшей истории, мы, Крымчане, не правы и не справедливы к нашим друзьям и соседям из Украины. Когда в Украине происходили такие значимые изменения мы, в очередной раз, выбрали идти своим путем. Мы, зная, что разрешения нам на это не дадут, решили воспользоваться ситуацией и отказаться от выбранной исторической суматохой данностью, решили определить свою будущее не спрашивая у тех, для кого долгие годы были экономической обузой. Как ребенок, долгие годы проживший с одним из родителей, обнаружив не запертую дверь, мы выбежали из дома и отправились жить с другим. Потому что он для нас всегда был ближе и гораздо лучше нас понимал. Пока мы росли он давал нам больше денег и всегда заботился о нас. Мы уже несколько раз пытались вернуться, но юридические запреты, сложившееся положение, обычаи, — все это мешало нам воссоединиться раньше. А сейчас оказалось достаточно нескольких резких слов, открытой двери и готовности другого родителя рискнуть.

Анализируя то, что произошло я раз за разом пытаюсь понять за что Крым наказывают в мировом сообществе, заслужили ли мы быть изгоями экономическими и политическими? И действительно ли наши действия достойны таких наказаний как отказ заниматься с нами спортом, разделять культуру и делиться с нами всем новым, что узнает мир.

Неужели мы не можем найти компромисс, который сохранил бы для Украины некоторые наши возможности открытыми, только сблизив две дружные еще недавно страны?

Украинцы должны помнить, что Севастополь — город русских моряков, а Крым — всесоюзная здравница. Так забудьте о том, чтобы принимать участие в управлении регионом, забудьте о том чтобы платить лишние деньги за наше содержание, а главное — забудьте обиды и просто приезжайте к нам по-чаще.

Крым может быть не яблоком раздора, а тем объединяющим звеном, которое сплотит две разругавшиеся стороны. И пусть им управляет и за него платит тот, у кого для этого больше возможностей и тот, кто для Крыма роднее, а не тот, кто хочет быть прав и кому говорят о том, что он прав.

Цифры за 2014-2019 годы

Обнаружение на полуострове бедственной ситуации — это не громкие слова, Украина всегда была беднее России. Зарплаты, пенсии, дороги, нормы качества, уровень развития… Плюс коммуникационные блокады и ограничения со стороны Украины усложнили ситуацию.

Разные эксперты называют цифры от 120 до 200 млрд. рублей вливаний в виде субсидий, дотаций и субвенции из федерального бюджета России ежегодно. 

Портал «Открытый бюджет республики Крым» говорит о том, что за 2015-2017 годы Крым потратил 254,5 миллиарда рублей, а Севастополь — 43 миллиарда поступлений из федерального бюджета.

Российские расходы на Крым в 3 раза превышают годовые бюджетные затраты страны на сферу ЖКХ, в 4,5 раза – на культуру и в 7 раз – на спорт. Не сложно подсчитать, сколько новых стадионов, ледовых дворцов и иных спортивных сооружений можно было бы построить в российских городах, сколько театров отремонтировать, сколько коммунальных сетей проложить. Но значимость водопровода или канализации в уездном городке Смоленской области России ничтожна в сравнении с национальной гордостью от реализации крымского проекта Кремля.

пишет издание "Крым.Реалии"

И это не все непосредственные расходы, некоторые из существенных затрат спонсируют другие регионы. Например постройку Крымского моста за 227,9 млрд рублей оплачивал Росавтодор Краснодарского края.

В среднем Крымский бюджет является дотационным на 50-70%.

Конечно, все эти вложения приводят к хорошим результатам — каждый год Крым показывает высокую динамику роста, а в 2017 году экономика Крыма выросла на рекордные 10%.

Косвенные потери

Санкцию бьют и по России, и по Крымчанам сильно, но не так сильно, как этого бы хотелось нашим друзьям с запада. Специальный докладчик Совета ООН по правам человека Идрис Джейзари, который занимается вопросами негативного влияния односторонних принудительных мер, в апреле 2017 года оценивал потери России в 52 — 55 миллиардов долларов за три года.

По одному из самых цитируемых докладов на эту тему от экономистов из Bloomberg, Россия за 4 года с момента присоединения Крыма потеряла около 6% своей экономики.

По подсчетам Минэкономразвития протекционистские меры, введенные против российских товаров, обошлись российскому рынку в $6,3 млрд ущерба за 2018 год, что является 1,4% российского экспорта.

Плохо то, что санкции только набирают обороты и сложно себе представить как это обернется для экономики Крыма, России и мира в будущем.

Новые и обновленные объекты

Вложения обернулись для Крыма множеством крупных проектов, которые позволили избавиться от зависимости от Украины, а в будущем позволят региону прийти к самоокупаемости. Вспомним самые важные из них.

Керченский (Крымский) мост

Транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Крымский мост состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск), и строящегося железнодорожного, который должен стать частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Считается самым длинным мостом в Европе и России. Общая длина Крымского моста — 19 км. Конечная стоимость — 227,92 миллиарда рублей.

Трасса «Таврида»

«Таврида» (Р260) — строящаяся автомобильная дорога федерального значения Керчь — Симферополь — Севастополь по территории Крыма. Протяжённость автодороги — 250,75 км. Автодорога соединяется с Крымским мостом между Крымом и Кубанью (выход у Керчи на дорогу А290 (быв. М25). Ориентировочная стоимость 166 млрд рублей.

Энергомост

Для соединения энергосистемы Крыма и ОЭС Юга предусмотрены четыре кабельно-воздушные (КВЛ) линии 220 кВ: три линии «Тамань — Кафа» и одна линия «Тамань — Камыш-Бурун»

Стоимость работ по строительству четырёх КВЛ составляет 18,1 млрд рублей. Номинальная мощность каждой линии — 200 МВт, максимальная — 235 МВт.

Газопровод «Краснодарский край — Крым»

Газопровод диаметром в 700 мм проложен от магистрального газопровода на территории Краснодарского края. По дну Керченского пролива, чуть южнее Крымского моста, проложены две нитки длиной 16 км. От Керчи до посёлка Советский, через Белогорск к Симферополю. Диаметр газопровода от Симферополя до Севастополя составляет 500 мм. Уменьшение диаметра связано с тем, что новый газопровод замыкает в кольцо (треугольник) существующую газотранспортную систему Крыма. 

Стоимость работ — 20 млрд рублей.

Аэропорт «Симферополь»

В мае 2016 года началось строительство нового аэровокзального комплекса с терминалом и служебными зданиями, площадью более 78 тыс. м², рассчитанного на обслуживание 7 млн пассажиров в год с возможностью расширения до 10 млн пассажиров в год. Новый комплекс получил название «Крымская волна».

В 2018 году в рамках проекта «Великие имена России» было проведено интернет-голосование, по итогам которого 4 декабря 2018 года было объявлено, что аэропорту «Симферополь» будет присвоено имя Ивана Айвазовского.

Общая стоимость работ оценивается в 32 млрд рублей.

Балаклавская и Таврическая ТЭС

Две новые парогазовые электростанции, которые призваны снизить нагрузку на передающие сети, что позволит повысить надёжность энергосистемы Крыма и сократит затраты на реконструкцию ЛЭП.

Стоимость строительства двух ТЭС – 71 млрд рублей.

Планы и надежды

Дотации на Крым будут только расти и по самым оптимистичным ожиданиям мы сможем достигнуть точки безубыточности в 2030 году. 

В целом настроения в Крыму позитивные и единственное, что большинство хотят изменить — это власть региональная и на местах.